Под покровительством Петра и Павла. |
Добавил(а) Administrator |
14.08.11 20:58 |
Ежегодно в день святых первоверховных Апостолов Петра и Павла еловчане отмечают день рождения родного села. Традиция эта берёт начало с 1891 года, когда в селе Елово был воздвигнут православный собор в честь первых учеников Иисуса Христа. Три года назад ко Дню села был приурочен фестиваль «Еловская рыбка», главной задачей которого является возрождение народных традиций и популяризация основного из промыслов, живущих на Каме народов, рыбной ловли. Благодаря духовной составляющей праздника, придающей ему особый статус и смысл, фестиваль «Еловская рыбка» стал настоящим брендом Еловской земли. В этом году 365-летие села совпало с 120-летием храма.
Исстари день рождения любого поселения в России приурочивался к престольному празднику храма – главной святыне села. Храм был духовной защитой людей, а православная вера - путеводной звездой в воспитании духа и нравственности народа. Петропавловский храм села Елово, как и другие храмы России, долгое время собирал на молитву народ, пока не начались революционные перемены. Советская власть попыталась разрушить вековую духовную связь церкви с народом. В 1935 году храм в селе Елово закрыли. С тех пор День села стал отмечаться отдельно от праздника храма. Огромное помещение Петропавловского собора в течение полусотни лет использовалось под склады. Другого применения советской власти ему найти не удалось. Пробовали однажды разместить в его стенах кинотеатр. Но на второй день после начала просмотра кинокартин в селе началась гроза. В остроконечную башню собора ударила молния, и люди, в страхе разбежавшись, больше не рискнули использовать святыню в качестве развлекательного центра. Новая власть, построенная на крови, пришла к печальному исходу. Хватило всего 70 лет, чтобы понять, насколько несостоятельны были иллюзорные идеалы коммунизма. В 1990 году ворота Петропавловского храма вновь распахнулись для народа. После эпохи застоя и перенесённых потрясений население Елово вновь обратилось к духовной защите островка Небесного Царства. Возвращаясь к истокам народной культуры, воспитывая новое поколение в атмосфере уважения к традициям старших, руководство села Елово посчитало необходимым снова объединить два праздника в одно большое торжество. «Жители Елово сделали правильный выбор, приурочив День села к престольному празднику храма. С духовной составляющей любой праздник приобретает особый смысл», - одобрил решение еловчан священник Геннадий Ламекин, настоятель еловского храма – непосредственный участник всех социально-культурных проектов, направленных на укрепление духовных традиций на Еловской земле.
Собор святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Главной архитектурной достопримечательностью и исторической святыней села Елово, бесспорно, является, выложенный из красного кирпича, величественный собор святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Выполненный в неовизантийском стиле с элементами готических конструкций, великолепный храм своими остроконечными башнями и шпилями устремляется вверх, олицетворяя собой стремление душ человеческих к высоте небесной жизни. На каменной плите, что хранится в стенах Петропавловского храма в качестве исторического документа, начертано, что храм сей заложен в 1891 году, 14 июля, в царствование императора Александра III, при преосвященном Владимире епископе Пермском и Соликамском, при местном священнике отце Андрее Позднякове. Строителем и попечителем сего храма является сарапульский купец Павел Тимофеевич Корешов, на средства которого с помощью пожертвований других лиц и был построен храм. 120 лет назад произошла закладка храма. Первой из величественных особ собор посетила великая княгиня Елизавета. Субботним утром, 16 июля, в честь 365-летия села в соборе Петра и Павла состоялось праздничное богослужение, посвящённое юбилею села и приуроченному к этому дню фестивалю «Еловская рыбка». С настоятелем храма отцом Геннадием Ламекиным разделили духовную радость в совместной молитве священники из Чайковского Михаил Шекель и Иоанн Зылёв. Многоголосая песенная молитва священников и клиросных певчих эхом разносилась по храму, поднимаясь в подкупольное пространство, олицетворяющее небесный свод, простёртый над землёй. Удивительная акустика собора позволяла уловить каждую ноту, каждое пропетое молитвенное слово. Цветовая гамма собора имеет особый смысл. Основной фон стен храма - белый, орнаментальные, лепные украшения окрашены позолотой. Белый цвет - символ чистоты, святости и совершенства. Золотой – цвет жизни, созидания и духовного богатства. Сочетание белого с золотым помогает пробудить в человеке целительную энергию организма и восстановить душевное и физическое равновесие сил. Хранятся в Петропавловском храме в ларцах-шкатулках под сенью в виде шатра-беседки два десятка мощей святых. Есть среди них и мощи Иоанна Крестителя, и Пантелеимона Целителя, и Матроны Московской, и мученицы Татианы, и святителей московских Алексия, Тихона и Петра, и святителя Стефана Великопермского, и мощи Дивеевских святых. Сень с мощами святых, не считая алтаря, - самое почитаемое место в Еловском соборе. В течение 20 лет бессменным настоятелем Еловского храма является священник Геннадий Ламекин – духовный наставник еловчан. Собор был отдан в его попечение после бесчинств, творившихся со святынями в период богоборческой власти. Храм Петра и Павла восстанавливается и реставрируется. Кое-где пока пустуют места для фресок и икон. Но величие духа храма, его намоленные святыни: алтарь, иконы, мощи и великолепный иконостас, излучая в окружающее пространство волны благодати, позволяют восстановить утраченную гармонию человеческой души.
«Еловская рыбка». Елово – полуостров, с трёх сторон окружённый Камой. Порыбачить, а заодно и отдохнуть на красивое, экологически чистое побережье приезжают рыбаки из Перми, Чайковского, Чернушки, Удмуртии и Башкортостана. Рыбным краем называют люди это село. Да и Петропавловский собор, под чьим покровительством находится Елово, носит имя Апостола Петра, который до того как стать учеником Иисуса Христа, занимался промыслом рыболова. «Простые, неграмотные люди ловили в свои сети всю вселенную», - образно говорил отец Геннадий, подразумевая, что благодаря простым рыбакам – выходцам из народа, распространилось учение Христа. Фестиваль «Еловская рыбка» родился на свет, объединив в себе несколько направлений: и стремление народа к сохранению корней и традиций, и почитание духовного наследия предков, и увлечение еловчан рыбалкой. «Так как село находится возле реки, сам Бог велел, чтобы праздник села был приурочен к празднику рыбака, тем более, что наш храм Петра и Павла является покровителем рыбаков», - объяснял идею создания фестиваля «Еловская рыбка» Павел Иванович Сальников – глава администрации Еловского района. На Руси традиционно было принято после большого труда устраивать торжество и гулянье. Почитание дня памяти Апостолов Петра и Павла и праздник села Елово приходится на время окончания Петрова поста. «Когда закончен духовный труд над своей душой и внутренним миром, можно спокойно отдохнуть и повеселиться. Только не надо забывать про чувство меры», - благословлял священник Геннадий Ламекин еловчан и гостей села на отдых и благоразумное веселье. Атмосфера Еловского фестиваля дышала духом костровой ухи и берёзового леса. По улицам села ходили скоморохи, частушечники пели шуточные куплеты, а эстрадные и фольклорные коллективы выступали с праздничной программой. Со всего Пермского края и граничащих с ним земель прибыли на фестиваль «Еловская рыбка» мастера-умельцы из народа. Изделия, выполненные из солнечных природных материалов: дерева, бересты, лозы, натуральных каменьев, наполняли душу светлыми, добрыми чувствами и впечатлениями. По словам отца Геннадия, территория Елово нашла свою изюминку, и теперь с успехом воплощает идею фестиваля для развития села и на радость людям. Невод надежды с золотой рыбкой. Сотрудники Сарапульского музея истории и культуры среднего Прикамья привезли на фестиваль своеобразный арт-объект – большую, сшитую из холщёвого материала, осетровую рыбину, помещённую между деревянным наличником, взятым со старых сарапульских разрушенных домов. Проходящим предлагалось пришивать на рыбу монеты и загадывать желания. По эпическому замыслу сотрудников музея рыба должна наполняться золотой икрой и плыть в страну исполнения желаний, олицетворяя собой богатство города Сарапула. «Мы виртуально притягиваем к себе те силы, которые были утрачены городом век назад, когда Сарапул был торговым, богатым купеческим городом», - поясняла смысл пришивания монеток Ирина Бабец – сотрудник музея. Среди существующих нескольких переводов названия города Сарапул, самый популярный – «жёлтая рыба». Это та самая золотая рыбка, как считают сарапульцы, сказку о которой разгласил по всему миру Александр Пушкин. Старик из сказки, по словам сарапульских музейщиков, – это город «С», а «золотая рыбка» – это желания, исполнения которых он ждёт. С тюрского «Сарапул» переводится ещё, как клёвое, денежное место. В Сарапуле, как рассказали гости из Удмуртии, тоже проводился «рыбный» фестиваль под названием «Золотая рыбка», и Пермский край принимал участие в нём. «Теперь золотая купеческая рыбка приплыла в гости к большой еловской рыбе. Получился великий рыбный путь по Каме», - образно представляла Ирина Бабец туристический проект, которым занимаются сотрудники музея, развивая туризм в пользу города Сарапула. «Когда-то Сарапул строил храмы и монастыри, и золото рыбки отражалось в многочисленных сарапульских куполах и колокольнях. До революции в Сарапуле стояла 21 церковь», - вспоминали сотрудники музея славное прошлое родного города. К слову сказать, купеческая золотая рыбка оставила след и на Еловской земле. Именно по инициативе и на средства сарапульского купца был построен еловский собор Петра и Павла. Рассказывая легенду про золотую рыбку, музейщики сами начинают верить в неё. «Забрасывая невод надежды» в Каму, они мечтают, чтобы богатство к городу Сарапулу прирастало вновь. Искренним, добрым, заветным мечтам дано осуществиться. Недаром строятся в Сарапуле новые храмы. Верится - золотая рыбка не подведёт! Фестивалей, направленных на возрождение духовных традиций народа, к счастью, в последнее время проводится много на Пермской земле. Фестивальное движение объединяет, развивает и обогащает. Люди находят в творчестве самодеятельных артистов, в наигрышах народных инструментов, в авторской песне и фольклорном искусстве ту радость души, которая ускользает от них в суете повседневной жизни. Изделия народных промыслов и ремёсел привлекают внимание юных почитателей, позволяя мастерам-умельцам передавать своё ремесло поколению новой России. Чем глубже корни, тем мощнее растёт дерево! Если народ помнит о своих корнях, традициях и истоках, территория живёт, богатеет и расцветает.
Елена Владимирова. |
Последнее обновление 23.08.11 20:57 |