Духовное просвещение - в систему образования. Печать
Добавил(а) Administrator   
30.11.10 22:23

26-го ноября в институте физкультуры состоялась межрегиональная, межвузовская научно-практическая конференция «Формирование основ нравственности в системе образования», проводимая в рамках VI краевых Православных образовательных Феофановских чтений по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия митрополита Пермского и Соликамского. Представители духовенства Чайковского благочиния совместно с преподавателями вузов, учителями школ, воспитателями дошкольных учреждений, студентами, аспирантами и школьниками обсуждали вопросы духовно-нравственного воспитания молодого поколения через органичное взаимодействие Церкви и системы образования.

 DSC_0711

Конференция провела работу в Чайковском уже во второй раз. И снова актовый зал института физкультуры, где проходило заседание, был заполнен молодёжью. Это говорит о том, что интерес к духовной составляющей российского образования среди студентов – будущих педагогов набирает силу, и тема нравственного воспитания, которую проповедует русская Православная Церковь, вызывает у молодого поколения множество вопросов. Что такое – православная вера и религиозность? Что мы называем православными духовными ценностями? Насколько необходимо религиозное воспитание и духовное просвещение в современной школе? Эти и многие другие вопросы живо и интересно обсуждались участниками конференции в диалоге со священнослужителями Чайковского благочиния.

Перед началом конференции благочинный храмов Чайковского округа священник Георгий Машлякевич обратился с приветственным  словом к участникам заседания. По церковной традиции любое начинание благословляется молитвой, и вокальный ансамбль «Отрада» молитвенным песнопением вдохновил участников конференции на благое дело. На заданной волне перед аудиторией выступили представители администрации, отдела культуры, руководители и преподаватели института. Священник Иоанн Зылёв озвучил проблемы воспитания современной молодёжи и способы корректировки образовательного процесса средствами православной религии и культуры.

 

Не секрет, что современная система образования не соответствует потребностям гармонично развивающегося человека. Образовательные учреждения готовят специалистов и профессионалов, мало заботясь о том, как человек будет жить среди людей, понимать и разрешать конфликты, неизбежно возникающие в процессе человеческого общения.

Чему учит детей школа? Учит ли понимать, что такое любовь и семья? Учит ли принимать жизнь со всеми её неприятностями как постоянную творческую работу над собой, а окружающих людей как помощников в познавании своего божественного начала? К сожалению, школьное образование заполняет головы учеников некими абстрактными знаниями, которые впоследствии им становятся не нужны.

К чему готовят студентов вузы? Сегодня иметь высшее образование престижно, а лучше - два или - три. Родители внушают детям, что без диплома невозможен рост профессиональной карьеры, а без институтского образования - нормальная жизнь. Но возникает вопрос: многие ли идут работать соответственно полученному диплому? И почему среди выпускников вузов, среди умнейших, образованных специалистов так мало счастливых и удачливых в семейной и личной жизни людей?

Приходится признать, российское общество испытывает нравственный голод. В XXI веке в жизни нашего народа образовался духовный и нравственный вакуум, который заполнил сознание нового поколения россиян. Молодым людям присущи такие негативные явления, как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, низкий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. Кто виноват? Родители, отгородившиеся от детей экономическими трудностями, не сумевшие им дать любви и должного воспитания. Духовно безграмотные педагоги, находящиеся в условиях постоянных непродуманных экспериментов в школе. Выход из положения? Он возможен. И предлагает его Русская Православная Церковь, религиозное воспитание которой основано на вечных Божественных принципах. Именно православная религия, благодаря своей неизменной морали, способна противостоять духовной коррозии, поразившей наше общество. Именно религиозное воспитание, определяющее духовное развитие души, способно внести гармонию в нашу жизнь.

Уроки духовности.

После пленарного заседания участники конференции разделились на четыре секции, работа каждой из которых была посвящена отдельной теме. Первая секция обсуждала вопросы формирования основ нравственности в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Вторая занималась историей Православия. Третья поднимала проблемы формирования нравственности в современном обществе. Четвёртая беседовала о культурологических аспектах современного нравственного воспитания.

В каждой аудитории шёл оживлённый разговор с комментариями, спорами, доводами и личным отношением к проблеме. Преподаватели отмечали высокий уровень подготовки студентов и творческий подход к выбранной теме доклада.

Так по итогам работы секций в первой группе лучшими докладами были признаны работы Власовой О. Ю. – физкультурного работника МДОУ № 13 «Гусельки» и Ардышевой Светланы – студентки института физкультуры. Педагог дошкольного воспитания представила доклад, основанный на опыте своей работы, где показала, что проводимые совместно с родителями детские физкультурные праздники способствуют нравственному воспитанию дошколят. Доклад Светланы был построен на доводах о необходимости религиозного воспитания и духовного просвещения в современной школе.

Во второй секции особого внимания удостоились четыре студенческих доклада: Бердышевой Светланы, Холмогоровой Елены, Никоновой Влады и Галлиардта Сергея, среди которых выступление Сергея признано лучшим.  Студент института физкультуры указал, что опорой российского государства всегда являлась и остаётся православная вера.

Среди преподавательского состава второй группы отличилась Санникова Татьяна Олеговна – кандидат исторических наук из города Воткинска. Её доклад повествовал о святом Димитрии Ростовском, чьим именем была названа церковь, построенная на территории Воткинского завода.

Работой третьей секции руководила Ольга Николаевна Бацина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры института физкультуры. Она охарактеризовала работу своей группы как чрезвычайно интересный, насыщенный, познавательный диалог, который состоялся между преподавателями, студентами и священником Игорем Кузнецовым. В результате диалога со священником студенты узнали для себя много нового и полезного. Отец Игорь рассмотрел проблему воздействия сект на личность ребёнка и рассказал студентам, как распознать сектантов и уберечься от пагубного влияния сект.

Особого внимания в этой группе были удостоены доклады Котовой Галины Леонидовны – кандидата педагогических наук, преподавателя профессионально-педагогического колледжа города Чайковского  и студента института физкультуры Дмитрия Иванова.

Автор первого доклада в результате проведенного ею исследования, могла судить о возрастающей значимости среди студентов ряда гражданских ценностей, таких как социальная активность, мужество, правдолюбие, независимость, принципиальность, прогрессивность, интернационализм, что, по её мнению, указывает на положительную динамику развития нравственности у современной молодёжи.

Автор второго доклада исследовал насущный для спортсменов вопрос: поощряет ли православие занятие физкультурой и спортом? И в процессе обсуждения темы постарался максимально честно на него ответить.

В работе четвёртой секции наравне с педагогами и студентами принимали участие учащиеся школ. Наиболее отличились ученики лицея «Синтон». Доклады лицеистов Ксюши Ломовой и Андрея Сергеева, повествующие о том, как современные компьютерные технологии влияют на нравственное развитие личности ребёнка, вызвали у аудитории неравнозначное мнение. Ребята выступали уверенно, грамотно отвечая на вопросы, тем самым ещё раз подчеркнув эрудированность и любознательность воспитанников лицея. Вместе с лицеистами была отмечена работа ученицы 10-го класса 4 школы Аникеевой Марии. Школьница на примере старообрядчества показала, как можно использовать потенциал краеведческого исторического материала для духовного развития детей.

Среди преподавательского состава четвёртой группы лучшей была признана  работа учителя информатики лицея «Синтон» Батаковой Евгении Леонидовны, под руководством которой Ксюша и Андрей готовились к конференции. Педагог лицея рассказала, как научно-исследовательские работы, которые практикуются в «Синтоне» среди учащихся, помогают развитию в детях  духовно-нравственной, творческой личности.

Среди студентов последней секции лучшим был признан доклад Ватолиной Марии – студентки института физкультуры, которая обратила внимание аудитории на неизменные духовные ценности человека, главной из которых является Свобода воли.

Работа секций показала насколько сегодня необходимо афишировать подлинное значение православия, деяния которого направлены на усиление могущества нашего народа и формирование духовно гармоничной личности русского человека.

Темы студенческих докладов сводились к мнению о необходимости становления православия на территории России и введении православной культуры в процесс воспитания подрастающего поколения.

По итогам был издан сборник, в который вошли все статьи и доклады конференции.

Выставка предметов богослужения Православного храма.

В рамках работы конференции Чайковское благочиние совместно с руководителями института физкультуры организовало выставку основных предметов,  используемых священнослужителями во время церковных богослужений, чтобы студенты могли поближе познакомиться с церковной утварью и символикой Православного храма. В течение трёх дней работы выставки её посетили весь педагогический состав института и практически все студенты. Для одних представленные экспонаты были знакомы, и они только расширили познания в области символического значения церковных предметов. Другие увидели предметы храмового убранства впервые, озадачившись непонятными названиями и непривычным назначением той или иной богослужебной вещи.  

По словам экскурсоводов, наибольший интерес у посетителей выставки вызывали старинные печатные издания богослужебных книг, датированных 18 веком, и предметы, которые прихожане во время церковной службы не видят. Они скрыты от любопытных взоров в алтаре за Царскими вратами и иконостасом. Даже завсегдатаям храма не удаётся как следует разглядеть устремляющуюся к Небесам многоярусную дарохранительницу, символизирующую маленькую церковь, в которой хранится Тело и Кровь Иисуса Христа. Рядом с дарохранительницей находятся в алтаре дискос, звездица, лжица и копие – предметы, к которым не позволяется прикасаться никому кроме епископов, священников и дьяконов.

Всякий, кто побывал на выставке, непременно обращал внимание на красоту и торжественность расшитых золотом, разноцветных облачений священнослужителей,  цветовая гамма которых вызывала у студентов множество вопросов. И молодые люди получали ответ. Например, они узнали, что каждому церковному торжеству и событию соответствует определённый цвет облачений священнослужителей: голубой, красный, фиолетовый, зелёный.

Любознательные студенты надолго задерживались и возле венцов – головных уборов, возлагаемых на жениха и невесту во время венчания. Молодым людям так и хотелось примерить роскошные короны, которые царственно возвышаются над головами новобрачных во время Таинства их духовного соединения.

Останавливаясь возле уголка с информацией, рассказывающей о работе православной чайковской молодёжи, студенты с интересом читали предоставленный материал.

Словом, цель организаторов выставки была достигнута. Студенты и педагоги, отчасти знакомые с церковной символикой, получили возможность узнать и понять, что каждый церковный предмет наделён духовным смыслом, а каждое церковное Таинство имеет своё высокое предназначение.

Работу выставки предметов богослужения гармонично дополняла выставка рисунков учащихся Чайковской общегородской Воскресной православной школы, расположившаяся в холле актового зала, где проходила торжественная часть конференции. Живописные работы детей от 3 до 13 лет кружка изобразительного искусства  «Радуга детства», дарили радость и вдохновение участникам конференции. Изображения ангелов, храмов, икон, православных торжеств и красоты Божьего мира отображали чистоту открытой детской души, распространяя вокруг себя умиротворяющее свечение.

Монах – это сила или слабость духа?

Особой изюминкой конференции стала работа педагогической мастерской, где рассматривалось такое непонятное для современной молодёжи явление, как монашество. Руководитель мастерской - Наталья Владимировна Батакова - старший преподаватель кафедры философии института физкультуры в увлекательной форме проводила дискуссию, которая побуждала студентов к активному размышлению.

Что такое «монашество»? Нужны ли сегодня монастыри? Почему в настоящее время люди уходят в монастырь? На эти и другие непростые вопросы студенты искали ответы, задумываясь о смысле жизни, постигая суть духовного сознания монаха.

В ходе размышлений выяснилось, что для одних монашество – это сила, для других – побег от реальности. Одни воспринимают монашество как некую миссию, которая являет собой просветительство, борьбу и внутреннее совершенствование. Другие полагают, что монашество – личное дело самого человека.

Студенты пришли к выводу, что монастыри в современном мире нужны, но мнения о цели пребывания в монастырских стенах у ребят разделились. Оказывается, современная молодёжь плохо осведомлена о том, что такое – монастырь. Большинство студентов считают, что в монастыре можно скрыться от трудностей реальной жизни. По мнению студентов, молодые люди сегодня уходят в монастырь, потому что разочаровываются и не видят смысла в жизни или ищут радость особого существования, питая себя надеждой, что в монастыре им будет легче жить. Но так ли это на самом деле? И возможно ли скрыться от трудностей в стенах монастыря?

Ответ на этот вопрос разъяснил священник Георгий Машлякевич, объясняя, что люди путают понятие «монах» с понятием заблудившегося, потерявшего себя человека. Первый приходит в монастырь сознательно, второй сбегает от трудностей жизни.

«Монах – это не просто послушник, пришедший в монастырь спрятаться от житейских трудностей. Монах приходит в монастырь по зову души, чтобы служить Богу и ближнему, не отвлекаясь на мирские заботы. Чем отличается монах от священника? Священник должен уделять внимание ещё и своей семье, а монах – только Богу. Все высокие чины Церкви обязаны быть монахами. Человека не посвятят в монахи, если не увидят в нём стойкости духа», - обращался к студентам батюшка Георгий.

После размышлений и беседы со священниками молодые люди всё-таки пришли к убеждению, что монах – это сила духа. «Как учёный вносит свой вклад в науку, так монах – силу в духовное развитие общества и самого себя», - пояснили свой вывод студенты.

Заканчивая работу мастерской, Наталья Владимировна обратилась к студентам словами батюшки Амвросия Оптинского: «Живите, как колёсико, лишь одной точкой соприкасаясь с землёй, а остальное у вас всё должно стремиться вверх!»

 

Всем знакомо ощущение приятной усталости, которое возникает после увлекательной, качественно выполненной работы. Конференция работала целый день. Студенты трудились, не замечая пролетающих часов, раскрывая интереснейшие темы, делясь полученными в процессе подготовки к конференции знаниями. Ребята были в творческом подъёме, потому что нравственно-духовные принципы православия всё-таки близки и симпатичны нашей молодёжи. Православное мироощущение - у нас в крови. Не случайно слово «русский» для многих иностранцев является синонимом понятия «православный», что соответствует моральному облику русского народа.

Конференция закончилась. Но работа по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения только начинается. «Чем раньше человечество поймёт, что нравственность – это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей человеческой цивилизации, тем лучше, - говорит Святейший Патриарх Кирилл, - если это поймёт наша молодёжь – мы будем самыми сильными, потому что сила нации – в силе духа».

 

На заключительном заседании конференции, заслушав и обсудив доклады участников, организаторами конференции была принята резолюция, содержащая следующие пункты.

1. Рекомендовать благочинию храмов Чайковского округа совместно с отделом культуры, комитетом по молодёжной политике Чайковского муниципального района, ВУЗами города Чайковский организовать цикл бесед в учебных заведениях истории православия края, а так же – цикл телевизионных и радиопередач в средствах массовой информации Чайковского муниципального образования.

2. Создать в городе Чайковском общество православных педагогов с целью координации действий по проведению воспитательной работы религиозной тематики во всех образовательных учреждениях города и района.

                                                                                                   Елена Владимирова.

 

Фото в галерее - "Формирование основ нравственности в системе образования 2010г."

Последнее обновление 01.12.10 12:49