От преподавания нового предмета зависит будущее России PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.04.12 21:03

Во вторник Светлой седмицы, по благословлению Высокопреосвященнейшего  Мефодия  митрополита Пермского и Соликамского, в чайковском государственном институте физкультуры состоялся первый обучающий семинар по подготовке педагогов к преподаванию предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Семинар проводили Александр Владимирович Вертинский – декан исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат исторических наук и Ирина Юрьевна Гараева – учитель высшей категории, преподаватель русского языка и литературы города Чусовой. Курсы для педагогов города Чайковского были организованы благочинием храмов Чайковского округа и Управлением общего и среднего образования Чайковского муниципального района.

 DSC_102917.04.2012

Перед началом семинара перед аудиторией выступил благочинный храмов Чайковского округа священник Георгий Машлякевич. Он поздравил присутствующих с праздником Пасхи и пожелал педагогам Божией помощи в их созидательном труде.

 Предмет воспитательного характера.

 Поскольку с 1 сентября предстоящего учебного года в школьную программу вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», появилась необходимость подготовки педагогов к преподаванию этого предмета.

Задача семинара состояла в том, чтобы познакомить учителей с содержанием новой учебной дисциплины и дать основные методические параметры для дальнейшей работы.

  Александр Викторович Вертинский провёл общий обзор модели курса «Основ религиозных культур и светской этики»: рассказал об особенностях преподавания модулей разных конфессиональных культур, постарался показать достоинства и недостатки каждого модуля и познакомил с учебниками по всем  конфессиональным культурам.

DSC_1009_17.04.2012_

Как показывает статистика, существует много препятствий к введению этого предмета. И главное препятствие, как объяснил  Александр Владимирович, состоит в том, что педагоги не готовы его преподавать. Дело в том, что новый предмет – это не просто сумма знаний, включающая в себя список  традиций и правил поведения той или иной религии. Новый предмет – это, прежде всего, предмет нравственного, воспитательного характера.

 Исходя из этого, как объяснял Александр Владимирович, педагог должен организовать обучение так, чтобы оно работало на формирование духовно-нравственных ценностей у ребёнка. То есть, ученик должен не просто заучить те или иные воспитательные формулы, представляющие, что есть добро, а что есть зло, и объясняющие, что такое семья и нравственность, ученик должен это осознать. Поэтому, как говорил Александр Владимирович, учитель должен сам иметь чёткие нравственные ориентиры. Дети очень тонко чувствуют фальшь. И поверят они только тому учителю, который сам придерживается тех формул жизни, о которых говорит.

 

Педагог - новатор и энтузиаст.

Примером такого педагога - профессионала, к мнению которого прислушиваются ученики, является Ирина Юрьевна Гараева, приехавшая на семинар, чтобы поделиться опытом преподавания ОПК с чайковскими учителями. Как отзывается о ней Александр Владимирович, она – педагог - новатор и энтузиаст, одна из немногих педагогов, которые преподают «Основы православной культуры» давно и системно. Ирина Юрьевна работает над этим предметом уже в течение пяти лет, работает на совесть, отдавая себя целиком, потому, что так устроена, потому, что иначе не может. 

Ирина Юрьевна окончила курсы при Московской духовной академии. Руководит в Чусовом группой по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и подростков.

 Знакомство с православной культурой начинала с работы над краеведческим материалом. Краеведение совмещала с паломническими поездками. Посещала с детьми  святые места и рассказывала о святых, прославившихся на Российской земле.

DSC_101117.04.2012

Набравшись опыта и знаний, Ирина Юрьевна взялась за преподавание «Основ православной культуры» сначала в форме факультатива. В первое время на урок приходило по 12 человек, впоследствии ребята стали посещать её факультативы полным составом классов. Впоследствии сами родители обращались к ней с просьбой, чтобы она преподавала предмет их детям. Так, её факультатив превратился в полноценный предмет, а школа, в которой преподавала Ирина Юрьевна, стала своеобразным центром обучения  «Основам православной культуры». Вокруг Ирины Юрьевны образовалась группа учителей, работающих в этом же направлении. В итоге, по результатам мониторинга, родители этой школы, все без исключения, выбрали для своих детей изучение православной культуры.

Чайковским учителям Ирина Юрьевна рассказала о том, насколько актуально в наше время преподавание ОПК.  На опыте своей работы, учитывая свои ошибки и достижения, она рассказала о своих методических наработках и программах, показала фрагменты отснятых уроков.

В процессе семинара между педагогами завязался интересный и познавательный диалог, в котором коллеги-учителя открывали для себя много полезной информации.

 

Выбор зависит от учеников и родителей.

Раскрывая суть преподавания нового предмета, Александр Владимирович объяснил, что этот предмет должен преподаваться в тесном контакте с родителями и с представителями конфессиональных организаций, которые являются ведущими в том или ином регионе. В Чайковском, например, это -  православное благочиние и исламская община.

DSC_102717.04.2012

У детей и у родителей должен быть выбор. Они могут выбрать из шести модулей, наиболее им подходящий, соответствующий их интересам. Иными словами, как подчеркнул Александр Владимирович, не школа выбирает, что ей удобно, а родители и ученики выбирают то, что представляет их интерес. Школа только предоставляет услугу по требованию родителей. 

«Отсюда понятно, - говорил Александр Владимирович, - что мы должны готовить педагогов широкого профиля, чтобы они гибко реагировали на запросы родителей.

На уроках не будет выставляться оценок. Дети будут делать проекты, по которым будет диагностироваться их уровень нравственного развития. И от того, насколько хорошо педагоги сумеют засеять в новом поколении нравственные семена, зависит дальнейшее духовное развитие России».

                                                                                                       

                                                                                                                   Елена Владимирова.

Последнее обновление 19.04.12 21:22
 

случайная картинка


Нажать